4builders.ru

Строй журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как называется плоский византийский кирпич

Классный журнал

С кирпичом не поспоришь

Наверное, со стороны это выглядит странно. Идет человек по улице, беседует с кем-нибудь и вдруг бросается к ближайшей подворотне, где из-под облупившейся штукатурки виднеется кирпичная кладка, и надолго застывает перед ней, что-то высматривая. Или с риском сломать ногу забирается в полуразрушенный дом, долго копается среди строительного мусора на полу, а через некоторое время выходит, весь покрытый цементной пылью, с добычей. То есть в буквальном смысле слова с кирпичом за пазухой.

Какие только страсти не одолевают порой человека! Моя страсть — старинные кирпичи, немые свидетели давно минувших дней. Я не самый знатный их собиратель — иные частные коллекции насчитывают до десяти тысяч штук. Но я кирпичи и не коллекционирую, я их спасаю. Собираю те, что остались не у дел, в полуразрушенных купеческих домах, заброшенных подмосковных усадьбах или на руинах пущенных под бульдозер старинных мануфактур. И дело тут не только в фамилии, благодаря которой слово «кирпич» в свой адрес я слышу всю мою жизнь. Просто оставшиеся бездомными кирпичи и впрямь достойны того, чтобы их хранить, лелеять и спасать. Ибо кирпичи эти, возьму на себя смелость утверждать, — основа государства российского.

Да-да, именно кирпич наряду с православной верой и двуглавым орлом стал главным наследием, доставшимся Москве как Третьему Риму от двух предыдущих «римов» — Византии и Священной Римской империи. Не случайно же дважды обручалась Русь с Византией, и оба раза это было напрямую связано с кирпичами. В далеком 988 году Владимир Красное Солнышко, разогнав гарем, взял в жены константинопольскую принцессу Анну Византийскую, принял христианство и на радостях заложил собор Успения Богородицы — знаменитый Десятинный храм в Киеве. Сами строить подобные сооружения вчерашние язычники не умели и пригласили на это дело «греков», которые и вылепили первую на Руси плинфу, такой плоский кирпич, который часто можно увидеть в стенах старинных храмов и монастырей.

А почти пять столетий спустя, в 1472 году, уже московский князь Иван III, которого назовут великим, берет в жены племянницу последнего константинопольского императора Софью Палеолог и, пока она едет из величественного Рима в далекую варварскую деревянную Московию, пытается привести в порядок хотя бы белокаменный еще Кремль, изрядно пострадавший от недавних пожаров. В частности, князь спешит восстановить и расширить Успенский собор, свод которого должен быть торжественно замкнут в присутствии счастливой царственной четы. Стройка идет почти два года, а под конец происходит страшный конфуз: в 1474 году при попытке замкнуть свод вновь возведенный белокаменный храм рушится, народ видит в этом грозное знамение, да и князь не знает, куда деваться от стыда. Но Софья утешает самодержца: есть в Риме известный архитектор, инженер, да и вообще на все руки мастер, и зовут его Аристотель Фиораванти. Иван III приглашает знаменитого итальянца (которому, к слову, было к тому времени уже под 60 лет) в Москву, тот осматривает обрушившийся храм и выносит вердикт: белый московский камень не годится для строительства подобных сооружений, тут надобен кирпич. Но в Московии, как и в Киеве 500 лет назад, делать кирпич не умеют, и Фиораванти приходится своими руками месить глину с песком, делать первые кирпичи и обучать этому московитов.

Ну разве это не удивительно: два князя, две византийские невесты, два успенских собора и с ними вместе — два кирпичных стартапа. Так кирпич наряду с двуглавым византийским орлом, которого Иван III поначалу сделал своей личной печатью, окончательно обосновался в России. Пройдет менее десятилетия, и уже ученики Фиораванти (на Руси всех итальянцев для простоты будут называть Фрязиными) начнут строить будущий символ московского царства — кирпичный Кремль, и совсем скоро такими же кремлями обзаведутся Тула, Нижний Новгород и Коломна.

В XVI веке Елена Глинская обносит Москву вторым кремлем — кирпичным же Китай-городом. Ее сын Иван IV Грозный возводит из кирпича новый символ своего могущества — Покровский собор (храм Василия Блаженного). В течение XVI–XVII веков кирпич буквально преобразует деревянную Русь, и надо же, какое совпадение: с его появлением Москва окончательно избавляется от татарских набегов. С кирпичом, как известно, не поспоришь.

Но если кто и понимал истинное значение кирпича, так это Петр Великий! Во время первой в истории страны ударной всероссийской стройки — строительства Санкт-Петербурга — количество кирпичных заводов в Российской империи переваливает едва не за тысячу: возводимый царем город на Неве требует все больше материала. Петр даже издает специальный указ, запрещающий под страхом разорения и ссылки на каторгу вести любое каменное строительство на территории империи. Все строительные материалы должны направляться в будущую Северную столицу. Без кирпича — как без рук.

Кстати, и рук тоже требуется немало, и на кирпичное дело в Санкт-Петербург со всей империи мобилизуются зодчие и каменных дел мастера. Теперь у них одна задача — лепить и обжигать кирпичи на казенных заводах, и называют этих людей теперь особенно — кирпичниками. Мой первый однофамилец появляется в списках в 1719 году.

После войны 1812 года кирпич вновь обретает стратегическое значение — он идет на восстановление Москвы после пожара. Из него делают своды заключенной под землю Неглинки и других московских речек. К тому же по всей стране как грибы растут мануфактуры, заводы и фабрики. Кирпича требуется столько, что к середине XIX века в одной Москве насчитывается более тысячи кирпичных заводов. С 1847 года их владельцев обязуют непременно клеймить свою продукцию, дабы вычислять бракоделов. Кирпичи клеймят охотно, а вскоре каменщики требуют с поставщиков строительных материалов отдельную мзду за то, чтобы класть кирпич клеймом наружу. Кирпич — лучшая реклама.

Теперь до самой революции вновь возводимые дома по всей империи будут пестреть фирменными отметинами своих изготовителей, чьи имена у всех на слуху: Гусарев, Челноков, Шапошников, братья Жоховы, Воронин, Милованов, Юдин, Шкарин. Их кирпичные заводы нередко стоят бок о бок — в Мытищах, в долине реки Сетунь, в селе Черкизово, за Серпуховской заставой. В одной лишь Васильевской волости близ нынешнего города Электроугли в трех соседних селах располагалось более 30 кирпичных мануфактур. Собственные кирпичи изготавливают крупный домовладелец Иван Рахманов, купец и заядлый автомобилист Николай Шерупенков, фарфоровый король Матвей Сидорович Кузнецов. Словом, что ни фамилия — то кирпич.

Ну и как, скажите на милость, оставлять эти увесистые крупицы истории на произвол судьбы? Пыльные, с отбившимися краями, они ни для кого не представляют интереса. Но когда осенью прошлого года на Бадаевском заводе прошла выставка «Со-творение Москвы», посетители с удивлением рассматривали кирпичи из моего скромного собрания, фотографировались на фоне. Еще бы, живая история.

Но для девелоперов старинный кирпич если и представляет какой-то интерес, то лишь в качестве плитки для отделки лофтов. Первыми этим трендом воспользовались китайцы, активно поставляющие в Россию плитку «под кирпич» с имитацией старинных российских же клейм. А настоящие породистые кирпичи из старинных домов и усадеб миллионами отправляются на подмосковные свалки. Вот и Бадаевский, бывший Трехгорный пивоваренный завод, доживает последние дни. Его большая часть будет снесена, чтобы уступить место очередному небоскребу. Сотни тонн кирпича уже приговорены и ждут своего часа. Казалось бы, рай для собирателей кирпичей.

Читать еще:  Брянский кирпич м 150

Но мне почему-то не радостно. Более того, от всей души хочется, чтобы моя «фамильная» коллекция не пополнялась так быстро.

Колонка Андрея Кирпичникова опубликована в журнале «Русский пионер» №99 . Все точки распространения в разделе «Журнальный киоск».

В Новгородском кремле найден один из самых древних видов кладки, восходящий к строительной технике Древнего Рима

В этой части новгородского Детинца до строительства храма велась хозяйственная деятельность

Фотография ©: пресс-служба Новгородского музея-заповедника

Новгородский архитектурно-археологический отряд Института археологии РАН закончил запланированные на летний сезон раскопки участка в Новгородском кремле, на котором находилась церковь Бориса и Глеба, сообщили сегодня, 2 августа, в Новгородском музее-заповеднике, при содействии которого проводятся исследования.

В ходе работ археологи исследовали культурные слои от XI до XV века и раскрыли западную стену храма, поставленную на валунный фундамент.

— Исследования этого полевого сезона позволяют существенно дополнить наши знания, причём как об архитектуре исчезнувшего памятника, так и о его археологическом контексте, позволяя рассказать разные истории: историю перестроек церкви, историю участка до каменного строительства, историю кладбища у стен храма и, наконец, историю разрушения самого здания, – рассказал руководитель архитектурно-археологического отряда член-корреспондент РАН Владимир Седов.

В 2021 году археологи провели исследования на участке, который ранее никогда не изучался, — западная часть храма XII века. Был открыт фрагмент западной стены, основания лопаток, каменных вертикальных тяг, членивших фасады, а также валунные фундаменты.

Как рассказали в пресс-службе музея, исследование сохранившихся под землёй фрагментов выявило технику строительства стен древнего храма. В процессе раскопок были обнаружены древние кирпичи, среди которых выделяется домонгольский кирпич византийского образца, плоский, тонкий, почти квадратный – плинфа. Из него был сложен первый ряд стеновой кладки – плинт, выравнивающий неровности валунного фундамента.

Также древние зодчие использовали для кладки и большие белокаменные блоки. Такая кладка с использованием плинфы и каменных обработанных блоков называется смешанной (opus mixtum) и является одним из самых древних видов каменной кладки, восходящей к строительной технике Древнего Рима.

В раскрытом фрагменте церкви Бориса и Глеба археологи обнаружили небольшую часть фундаментной ленты, направленной от западной стены в сторону северо-западного подкупольного столба. Такие ленточные валунные фундаменты придавали зданию дополнительную прочность: они скрепляли единой жёсткой сеткой стены и столбы храма между собой и позволяли поднимать их на значительную высоту от земли.

— Эти части древней постройки дают представление о её архитектуре, об особенностях строительного мастерства Новгорода домонгольского времени. На примере храма Бориса и Глеба мы наблюдаем, как из древнеримского зодчества через посредничество византийской строительной техники перешли в древнерусскую архитектуру приёмы закладки фундаментов каменных зданий, – отметила ученый секретарь Института археологии РАН кандидат искусствоведения Марина Вдовиченко.

В летописях нет прямых упоминаний о том, что храм Бориса и Глеба был украшен росписью. Однако в процессе археологических работ были собраны фрагменты древней штукатурки с красочным слоем – фрески. Их не очень много, они не составляют ни одного целого фрагмента. Но по этим небольшим кусочкам разного цвета, извлечённым из земли, можно сказать, что храм был расписан, причём можно даже предположить, что дважды: во второй половине XII века и в XV веке.

Ниже слоя строительства храма 1167 года археологи зафиксировали культурный слой XI века, в котором были обнаружены западноевропейские монеты этого времени, а также бытовые предметы. На уровне нетронутой поверхности внизу, на поверхности материка, были зачищены канавки от частоколов и следы распашки, свидетельствующие о том, что в этой части новгородского Детинца до строительства храма велась хозяйственная деятельность.

«Пластушка» и «плинфа»

Статей о местных строительных материалах и технологиях изготовления из них сельских и усадебных домов, а также хозпостроек различного назначения (вплоть до подземных гаражей и колодцев), как например о природном пластинчатом песчаниковом камне, используемом для строительства сельских построек в пригородных местах можно встретить немало.
Понятно, что пластинчатый песчаниковый камень «пластушка» — это, прежде всего, 100%-ный экологически чистый материал, который к тому же весьма долговечен, а его пластинчатая форма позволяет выкладывать из него «насухо» стены различных построек. Это огромное удобство для строителей-самодельщиков, особенно на селе. Всем понятно насколько трудоемка укладка любого материала на «мокром» растворе, а о приготовлении этого самого «мокрого» раствора и говорить нечего.

Итак, «сухая кладка» стройматериала, особенно пластовой (пластинчатой) формы — это несомненно большое удобство. И применяется такая кладка во многих местностях. Известно также, что сейсмостойкие
дома из пластинчатого камня, стены которых были проложены несколькими рядами деревянных досок с «замковыми» связями, широко практиковались во многих районах Кавказа. В далекой Ирландии из плоских камней целиком от земли до верха крыши складывали дома-«клоханы» — дома с двускатной крышей. В древности из плоских камней сооружали усыпальницы для погребения вождей и знати, которые затем засыпали сверху землей, образуя курганный холм. В Средиземноморье также существовала технология сухой кладки и просто из пластин, и из циклопических каменных блоков. Именно из блоков была сооружена огромная, похожая на каменную «юрту», усыпальница древнегреческих царей в Микенах, раскопанная Г. Шлиманом. Да и сама знаменитая Троя, также найденная Шлиманом, в основном была сложена «насухо» из обработанных каменных блоков. До сравнительно недавнего времени в Хорватии методом сухой кладки строили квадратные, а также круглые («буньи») каменные дома.

Таким образом, на территории Евразии во все времена метод «сухой кладки» пластового или же обработанного блочного камня применялся многими народами. Кирпич, цемент, известковое связующее — это уже более позднее изобретение человечества, практически вытеснившее сухую кладку. Хотя в бывшей Чехословакии вновь обратились к методу «сухой кладки» (в этом случае стены выкладывали из специально изготовленных высокоточных блоков). Хотя это и не совсем относится к домостроению, но, к примеру, даже при сооружении атомных электростанцияй в некоторых случаях применялся метод «сухой» укладки защитных стен реакторов из свинцовых блоков и графитовых «кирпичей».

Из Византии на Русь пришла технология строительства стен, мостовых и даже кровли из плоского плиткообразного кирпича «плинфы». Кладка «плинфы» все же велась на связующем растворе, составленном из цемянки (дробленного в порошок красного кирпича) и густого сметанообразного раствора гашенной извести, выдержанной определенное время в затворной яме до «созревания». Из таких кирпичей «плинф» со связующим были построены многие древнерусские храмы, крепости и дома знати. Обратите внимание, что «плинфа», в принципе, очень похожа на упорядоченную «пластушку» из песчаника. Поэтому можно думать, что те приемы работы при сухой кладке «пластушки», используемые пришахтинскими сепьскими домостроителями, реально могут быть использованы и при работе с современной «плинфой».

В чем могут заключаться особенности сухой кладки «плинфы»? Очевидно, что для лучшего сцепления кладочных поверхностей «плинфы» (кажется, их называют «постелями») эти поверхности должны быть не идеально гладкими (вспомните чешский вариант), а иметь продольные мелкие канавки, желобки, углубления, чтобы при возможной укладке насухо «плинфа» не выскальзывала из кладки ни наружу, ни внутрь, сцепляясь желобками друг с другом. Можно, видимо, применить и другой прием, придав в момент изготовления «плинфы» ее обеим поверхностям («постелям») определенную шероховатость, как у крупнозернистого наждака. Эти приемы позволят улучшить сцепляемость каждого слоя кладки стен. Таким образом, по прочности кладки искусственная «плинфа» может и не уступать «пластуш-ке» из природного песчаника.

Читать еще:  Какую нагрузку держит кирпич

Всем, видимо, понятно, что все сказанное выше подводит к тому, что отсутствующую во многим местах «пластушку» сегодня вполне реально заменить самодельной «плинфой», изготовленной с учетом всех современных требований по сухой кладке небольших сельских усадебных домов. Вес «плинфы», видимо, не должен превышать 10. 15 кг, понятно также, что технология изготовления «плинфы» должна позволять ее получение в домашних сельских условиях непосредственно на месте строительства дома. Основным материалом для новой «плинфы» может стать обычная бетонная смесь, изготовленная по рецепту в котором на 1 часть цемента (марка 400) берут 5 частей песка. Затворяют смесь, выдерживая водоцементное отношение (В/Ц) порядка 0,8. 0,95 (но не выше 1,2). В этом случае бетон получается очень прочным, трудно раскалываемым, стойким в эксплуатации. Железные арматурные составляющие в него вводить не рекомендуется — ржавеют. Чисто ручное самодельное изготовление современной «плинфы», видимо, не будет представлять больших трудностей при наличии хорошо сделанных металлических или деревянных разборных форм или же прокатных вальцов (из металлических труб).

Чем-то этот процесс будет напоминать формовку больших «печатных» пряников, в качестве которых в нашем случае будет «печататься» «плинфа». Замечу также, что изготовляемой «плинфе» совсем не обязательно придавать классическую строго квадратно-параллелепипедную форму. Например, чтобы дождевая влага не проникала в межслоевые промежутки кладки стен, одну наружную грань «плинфы» можно выполнить скошенной (рис. 1). В результате при кладке стены из такой «плинфы» каждая расположенная выше «плинфа» образует как бы козырек, защищающий от дождя нижележащую «плинфу». Ведь дождевая влага, попадая на козырек, должна или же сразу отбиться им наружу, или же стечь с верхнего козырька на нижний. Подобный прием защиты стен от дождя, кстати, применяют при возведении глинобитных построек, традиционных для Саудовской Аравии, где, несмотря на пустынную жару, периодически бывают мощные субтропические грозы. Саудовские строители в течение тысячелетий применяют плоские козырьки из природного шиферного сланца (местной разновидности «пластуш-ки»), формируя их по всей стене дома снизу доверху.

Стена таким образом оказывается защищенной от проникновения в нее влаги своеобразным пластинчатым «панцирем», так что стойко противостоит осадкам. В свое время в ГДР примерно для этих же целей (а также для красоты) при строительстве домов из глиносырцового кирпича (не обожженного) во внешние грани кирпичей наружного ряда в процессе их изготовления запрессовывали специальные продольные уголки-козырьки из керамики. «Плинфу», изготавливаемую из прочного бетона, также сразу можно прессовать с водоотбойным дождевым козырьком. Кстати, подобные козырьки позволят избавить хозяина постройки от хлопот по наружному оштукатуриванию дома, процедуре весьма трудоемкой и требующей хорошей квалификации мастеров-штукатуров.

Сухая кладка строго стандартной по форме «плинфы» возможно кого-то убедит в своей прочности, так как большинство людей давно привыкли к кладке на цементном растворе. И не понимают, как это можно без раствора класть кирпич, пусть даже и плоский? В таком случае кладку из «плинфы» следует дополнить еще одним элементом — стягивающими шпильками. В этом случае каждая «плинфа» должна иметь хотя бы два отверстия, расположенных так, чтобы при кладке рядов (с перекрытием, конечно), отверстия «плинф» одного ряда совпадали с отверстиями в «плинфах» соседних рядов (рис. 2). В таком случае по всей кладке плинфовых стен будут автоматически формоваться внутренние вертикальные каналы, что позволит стянуть ряды кладки стальными стержнями (стальной проволокой).

Нижние концы стержней крепят в фундаменте, поверх стены по всему ее периметру укладывают обвязочную доску, через которую пропускают верхние резьбовые концы стержней (рис. 3). Далее для упрочнения кладки остается только затянуть на концах верхних концов стержней гайки. Каждая «плинфа» кладки в таком случае окажется зафиксированной двумя стержнями. Конечно, сила сжатия рядов кладки должна быть одинаковой. Более того, кроме этих основных фиксирующих стержней, стягивающих кладку по всей ее высоте, при формовке в «плинфах» могут быть предусмотрены еще и дополнительные отверстия, но для, так сказать, местного крепления двухтрех плиток «плинфы» короткими отрезками стального стержня. Этот прием, кстати, давно разработан для фиксации бетонных блоков компрессорно-насосных станций стандартного изготовления, где соседние блоки фиксируют не только одним отрезком прута, но и двумя торцовыми ромбовидными «замковыми» вставками. Сложновато, но такое крепление, видимо, обеспечивает достаточно прочное соединение блоков стены станции с вибрирующим оборудованием. Таким образом, «плинфа», снабженная подобными фиксирующими устройствами, может достаточно прочно лежать в кладке без опасений сползания ее в ту или иную сторону при каких-либо вибрациях и встрясках. А при необходимости каждую кладку можно легко и без ущерба разобрать до «последнего кирпича» без всякого боя и осколков, а затем так же быстро собрать в новом месте в том же порядке.

К сожалению, у нас в России нежелательные «переезды» — вещь обычная. Например, местная администрация запланировала построить на вашем обжитом участке доходный престижный ночной клуб, ресторан, заправку и т. д. и т. п. Ваша, так сказать, «лубяная» избушка, понятно, мешает сегодняшним всесильным чиновникам. Поэтому правдами-неправдами они ее «отроют», а если сильно надо — то и «зароют» вместе с хозяином избушки. «Плинфовый» дом на стержнях позволит в необходимом случае быстро перекочевать на новое, более спокойное место.

Кроме этого у «плинфового» дома на сухой кладке есть и еще одно свойство, очень ценное для семьи. Раз соорудив такой дом, в дальнейшем медленно, но уверенно можно добавлять к нему самые различные пристройки (комнату для молодых, кухню, ванную комнату и так далее). Процесс чем-то будет напоминать сборку постепенно растущего из года в год муравейника.

Таким образом, «плинфа», полузабытая, но проверенная веками и тысячелетиями, может проявить свои новые возможности при применении ее в сельском домостроении, особенно если ее использовать с учетом новых технологий, наработанных за последнее время в промышленном строительстве, и традиционных технологий, сохранившихся в реликтовых местах сельского домостроения с использованием природных стройматериалов типа песчаниковой «пластушки». Добавлю, что если «пластушку» можно найти только там, где есть ее природные запасы, то «плинфу» при наличии цемента (марки 400) и песка (карьерного, речного, а при спецдобавках — и барханного) можно изготавливать во всей южной и средней полосе России. Более того, именно в области «плинфостроения» наши российские ученые почему-то решили сделать рывок, на удивление всем, разработав технологию, вполне пригодную для «плинфостроения». По крайней мере, она весьма перспективна для таких целей. Но, к сожалению, она, конечно, весьма дорогая. Так как информация о технологии и ее авторах может быть сочтена «скрытой рекламой», ничего рассказывать о ней не буду, но факт — такая технология машинного характера сегодня разработана. Что касается сложных высокоэнергоемких технологий типа скоростных гидропневмопроцессов, с их помощью сейчас штампуют «плинфу» любого размера, но, конечно, цена такой «плинфы» слишком велика для сельского домостроителя, даже на сухой кладке. Поэтому надо делать ее самим, на местах. Но если все-таки «плинфа» не заинтересует строителей, «влюбленных» в стандартный кирпич на растворе, — можно в таком случае смело порекомендовать им прекрасно написанную книгу чешских строителей Колачека С. и Кобосила Ф. «Строительство индивидуальных одноквартирных домов». В этой книге авторы рассказывают, как они разработали новый строительный материал — цементно-песчаный пустотный строительный блок размером во всю толщу стены. Блок заполняют обыкновенной землей, которая служит и утеплителем, и укрепителем формовочной «скорлупы» блока. Блоки, которые устанавливают друг на друга (дном вверх), образуют прочную и ровную стену дома. Книга написана очень подробно и снабжена схемами и чертежами, фотоснимками и динамикой строительства хорошего 3-уровневого дома. Ориентируясь на нее, российские авторы новых строительных разработок также выпустили похожие книги.

Читать еще:  Готовые бизнес планы производства кирпича

Таким образом, можно прийти к выводу, что изобретенная в Византии плиткообразная «плинфа» в свете новых строительных технологий вполне может подойти для сельского домостроения без использования «мокрых» связующих растворов на основе цемента и извести. При этом возведение домов из «плинфы» вполне соответствует сегодняшнему европейскому принципу строительства IFD (Industrial — промышленный, Flexible — гибкий, Demontable — съемно-разборный). Так что применение «плинфы» в сельском домостроении и, конкретно, в самодеятельном домострое индивидуального назначения весьма перспективно.

Для желающих самостоятельно заняться «плинфовым» домостроением, видимо, стоит привести средние размеры этого интересного стройматериала. Итак, «плинфа», из которой был построен Вечный город — Рим, имела размеры 70 х 70 х 7,9 см, а также 59 х 55 х 7,9 см. Константинопольский (византийский) кирпич-«плинфа» был меньше: 35,5 х 35,5 х 5,1 см.

Тем же домостроителям, которые все-таки привержены к «мокрому» связыванию кирпичей, будет любопытно узнать состав древнерусского цементного раствора XI века, который состоял из моломагнезиаль-ной извести, толченного кирпича (зерна размером от 0,3 до 6 мм) и песка размером 0,06. 2,3 мм, взятых в соотношении 1:1: 0,5 (по массе).

И если уже более развернуто говорить о подобных известково-бетонных материалах, стоит отметить, что английский исследователь Финкелдей, детально изучивший технологию римского и византийского бетона, в том числе «плинфы», отметил его высокие качества, проверенные опытом нескольких тысячелетий (век современного бетона на основе портландцемента немного короче, такой бетон менее стоек, а для улучшения качества требует особых добавок на основе гликолей и аминогликолей). Исходя из вышесказанного стоило бы вновь возродить технологию римско-византийского бетона и внедрить его в производство. Возьмется ли промышленность за это, большой вопрос, но вот в мелком, частном домостроении вполне реально попробовать вновь внедрить технологию римско-византийско-древнерусского бетона, хотя бы, к примеру, для изготовления «плинфы». Тем более, что битого кирпича везде много, песок достаточно доступен, а известь, видимо, менее дорогостояща, чем хороший цемент.

Б. Сельвин
По материалам журнала «Сделай сам»

Сокровища смоленских музеев

Уникальные экспонаты Исторического музея «Большемерные кирпичи»

25 августа 2021г.

Широко известны памятники каменного домонгольского зодчества города Смоленска. Ленинградские археологи Н.Н. Воронин и П.А. Раппопорт нашли в Смоленске следы более чем 40 каменных памятников монументального зодчества Древней Руси. В XII – первой трети XIII вв. в городе активно велось каменное строительство, сложилась самостоятельная архитектурная школа. И по сей день в Смоленске можно увидеть редчайшие образцы домонгольского каменного зодчества XII в.: церковь Петра и Павла, церковь Иоанна Богослова, церковь Архангела Михаила (Свирская).

Большемерные кирпичи(«пальчатка», «литовский» кирпич, брусковый кирпич). XV-начало XVI вв. (?) Смоленск.

Но после прихода монголов в Европу Древнерусское государство оказалось в состоянии затяжного кризиса. Традиции каменного зодчества прервались на Смоленской земле на несколько веков. После периода зависимости от Золотой Орды наступило время усиления Великого княжества Литовского. До последнего времени было принято считать, что капитальное каменное строительств в Смоленске возобновилось лишь в XVI в. после присоединения Смоленска к единому централизованному Русскому государству во главе с Москвой. Но недавние археологические находки заставили несколько скорректировать эту точку зрения.
В 2006 г. экспедиция института археологии Российской Академии Наук под руководством Олега Михайловича Олейникова в ходе охранных раскопок в центре Смоленска на улице Коненкова в районе дома № 11А обнаружила несколько кирпичей. Один из них был найден в целом виде, а остальные в виде фрагментов. Кирпичи были обнаружены в отвале археологического раскопа.

Большемерные кирпичи(«пальчатка», «литовский» кирпич, брусковый кирпич). XV-начало XVI вв. (?) Смоленск.

Находки представляли собой достаточно крупные и тяжёлые кирпичи, высотой от 6 до 8,5 см, длиной 28 см, шириной от 12,5 до 13,5 см. На одной из сторон кирпича по всей его длине расположены продольные борозды. Количество борозд – четыре.

О.М. Олейников атрибутировал находки как большемерный кирпич, который начинает проникать в земли Западной Руси во второй половине XIII в., придя на смену плоской византийской плинфе, широко применявшейся в XI-начале XIII вв. Одной из характерных черт большемерного кирпича являются продольные борозды на одной из его постелей, поэтому его иногда называют «пальчаткой», ибо вначале борозды проводились пальцем по сырой глине. Поскольку распространение большемерного кирпича по Западной Руси в XIV в. совпало с усилением влияния Великого княжества Литовского, то в научной литературе его часто называют «литовским». Однако происхождение этой строительной технологии исследователи связывают с северогерманской традицией. Мастера-каменщики прибывали в Литву из ганзейских городов и Ливонии. Исследователь О.А. Трусов в своей статье «Большемерный кирпич XIII-XVII вв. на территории Белоруссии» 1991 г. писал: «Иногда большемерный кирпич называют бороздчатым или каннелюрованным. Кирпич XIII-XVI вв. зачастую известен также как «брусковый». Кроме Белоруссии, Литвы и Украины бороздчатый кирпич встречается в архитектуре орденской Пруссии, северо-восточной Германии, Польши и в некоторых областях Прибалтики».

Комплекс «Смоленская земля в составе Великого княжества Литовского в 1404-1514 гг.»

Благодаря находкам Олейникова теперь к этим регионам можно причислить и Смоленщину. Можно уверенно предположить, что в период литовского владычества в Смоленске велось каменное строительство, памятники которого не сохранились до наших дней. О.А. Трусов пишет: «Существует общепризнанное мнение, что борозды изначально делились для лучшего скрепления кирпичей раствором. Однако эта деталь присуща только для упоминавшихся стран и соседями не заимствовалась. Например, кирпичное производство России XVI-XVII вв. не знало бороздчатого кирпича, хотя между зодчими Белоруссии и России все время существовали контакты. В России бытовал подпятный способ формовки кирпича, когда глина набивалась в форму пятою рабочего».
Поскольку большемерный кирпич часто применялся для строительства оборонительных сооружений и даже замков, можно предположить, что и в Смоленске он использовался для фортификационных целей. О.А. Трусов пишет: «В замковом строительстве XIV-XVI вв. зачастую применялся кирпич больших форматов, чем в культовом или гражданском строительстве… Замок в Крево… построен на рубеже XIII-начала XIV вв. . формат кирпича 28х13,5х7,5-8 см. Замок в Любче построен в конце XVI в. … формат кирпича 27-28х12,5-13,5х6,5-7 см».
Использование кирпича-пальчатки продолжалось в Великом княжестве Литовском до конца XVII в.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector