4builders.ru

Строй журнал
32 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Устройство уступов по откосам насыпей группа грунтов 2

Курсы

Индексы

РАЗДЕЛ 1. СООРУЖЕНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Технологическая карта N 6

ВОЗВЕДЕНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ТИПА ПОЛУВЫЕМКА-ПОЛУНАСЫПЬ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Технологическая карта разработана на основе методов научной организации труда и предназначена для использования при составлении проектов производства работ и организации труда на строительных объектах.

Карта составлена на возведение земляного полотна шириной 12 м и высотой 3 м типа полувыемка-полунасыпь на косогоре крутизной 1:4. В качестве ведущего механизма принят бульдозер ДЗ-171 с разработкой грунта II группы.

Во всех случаях применения технологической карты необходима привязка ее к местным условиям.

1.2. В состав работ входят:

— срезка растительного слоя грунта в пределах полосы отвода;

— устройство нагорной канавы;

— разработка грунта в выемке с перемещением в насыпь;

— послойное разравнивание грунта;

— увлажнение уплотняемого слоя грунта водой (при необходимости);

— послойное уплотнение грунта в насыпи;

— срезка рыхлого грунта с откоса насыпи и планировка его поверхности;

— планировка верха земляного полотна;

— окончательное уплотнение верха земляного полотна.

1.3. Недопустимо отсыпать насыпь на косогоре до устройства продольных водоотводных канав (нагорной канавы).

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

2.1. До возведения земляного полотна типа полувыемка-полунасыпь (рис.1) необходимо:

— восстановить и закрепить трассу дороги;

— разбить и закрепить полосу отвода;

— очистить территорию в пределах полосы отвода и карьеров от кустарника, пней и крупных камней;

— разбить земляное полотно;

— устроить временный водоотвод.

Рис.1. Поперечный профиль земляного полотна типа полувыемка-полунасыпь

2.2. Работы по возведению земляного полотна ведутся в разработанной технологической последовательности (табл.2) поточным методом на двух захватках длиной 125 м и на третьей захватке длиной 300 м при заключительных работах (рис.4).

2.3. На первой захватке выполняются следующие технологические операции:

— срезка растительного слоя грунта в пределах косогора бульдозером ДЗ-171;

— устройство нагорной канавы универсальной землеройно-планировочной машиной — экскаватором-планировщиком ЭО-3533.

Бульдозером срезают и удаляют растительный грунт по челночной схеме, начиная с верхней части косогора, перемещая его вниз, за пределы полосы отвода, и укладывают в отвал для последующего использования. Толщина растительного слоя грунта в технологической карте принята 20 см.

Нагорную канаву разрабатывают экскаватором-планировщиком ЭО-3533 с ковшом вместимостью 0,5 м. Экскаватор устанавливают на специально устроенной на косогоре «полке». При разработке канавы экскаватор передвигается вдоль оси дороги. Проектная глубина канавы указывается на колышках, закрепляющих положение ее оси.

Разработка профиля нагорной канавы (рис.2) производится в следующей последовательности: ковшом, установленным под углом откоса, срезают грунт по контуру одного, а затем — по контуру другого откоса; оставшийся по оси канавы грунт выбирают нормально установленным ковшом с зачисткой дна. Вырытый грунт отсыпают в банкет с низовой стороны нагорной канавы.

Рис.2. Схема разработки профиля нагорной канавы экскаватором-планировщиком ЭО-3533:

1-3 — последовательность экскавации грунта

Планировка грунта в банкете при необходимости выполняется отвалом экскаватора ЭО-3533 при второй проходке.

2.4. На второй захватке выполняются следующие технологические операции:

— нарезка уступов бульдозером;

— разработка грунта в выемке с перемещением его в насыпь бульдозером;

— послойное разравнивание грунта бульдозером;

— увлажнение уплотняемого слоя грунта водой с помощью поливомоечной машины (при необходимости);

— послойное уплотнение насыпи самоходным катком на пневмошинах.

Уступы нарезают бульдозером с поворотным отвалом Т-4АП2 ОБГН-4М на участках длиной 60-70 м. Нижний уступ нарезают шире устраиваемых выше уступов (шириной до 6 м). Следующий нарезают бульдозером, передвигающимся по насыпи, отсыпанной на высоту первого уступа, и т.д. (рис.3).

Рис.3. Нарезка уступов бульдозером с поворотным отвалом:

1 — уступ; 2 — отсыпанные слои насыпи

Ширина уступа может составлять 2-4 м, высота — 0,5-2,0 м. Верху уступов в основании насыпи придают поперечный уклон в сторону оси дороги 0,01-0,02, стенки уступов при высоте до 1 м делают вертикальными, а при высоте до 2 м — с наклоном 1:0,5.

Рис.4. Технологический план потока по возведению земляного полотна типа полувыемка-полунасыпь

Полувыемку разрабатывают бульдозером с поворотным отвалом. Разработку грунта начинают с ее верхней части, устраивая площадку шириной не менее 3 м (рис.5). Затем срезают грунт слоями толщиной 0,3-0,4 м с перемещением его вдоль откоса на расстояние 10 м.

Рис.5. Последовательность разработки полувыемки на косогоре

Срезанный грунт бульдозером с неповоротным отвалом ДЗ-171 перемещают вниз по косогору на устроенный уступ. Затем грунт перемещают бульдозером по уступу на расстояние до 20 м, разравнивая его слоями 0,3-0,4 м.

После отсыпки первого слоя на участке 30 м приступают к его уплотнению. Бульдозерами продолжают отсыпку первого слоя насыпи по вышеизложенной технологии на следующем участке такой же длины.

После отсыпки слоя на втором участке бульдозеры возвращаются на первый и выполняют работы по отсыпке очередного слоя по ранее уплотненному.

Разработку грунта на косогоре и отсыпку следующих слоев производят в аналогичной последовательности.

Насыпь предусмотрено отсыпать на 0,5 м шире проектного очертания исходя из условий уплотнения грунта в краевых частях. Лишний грунт убирают при планировке откосов.

Уплотнение отсыпанного слоя выполняется самоходным катком на пневмошинах ДУ-101 за десять проходов по одному следу по челночной схеме. Начинать уплотнение следует на расстоянии не менее 1,5-2,0 м от бровки насыпи с постепенным приближением к откосу при каждом последующем проходе. При этом не допускается приближение кромки уплотняющего органа катка к бровке насыпи ближе 0,3 м. После этого укатку продолжают от края к середине насыпи с перекрытием предыдущего следа на 1/3 ширины.

Читать еще:  Чем заменить акриловую грунтовку для декупажа

Первый и последний проходы по полосе укатки пневмокаток выполняет со скоростью 2,0-2,5 км/ч, промежуточные проходы — 5-8 км/ч.

Давление в шинах катка должно быть одинаковым и составлять: для связных грунтов в начале уплотнения — 0,2-0,3 МПа; на заключительном этапе для супесей — 0,3-0,4 МПа, для суглинков и глин 0,6-0,8 МПа; для песков на всех стадиях уплотнения — 0,2-0,3 МПа.

Плотность грунта после укатки слоя должна соответствовать установленным требованиям нормативных документов. При этом коэффициент уплотнения грунта в зависимости от проектной глубины расположения слоя от поверхности покрытия дорожной одежды должен соответствовать требованиям, приведенным в табл.1.

Элементы земляного полотна

Глубина расположения слоя от поверхности покрытия, м

Наименьший коэффициент уплотнения грунта
при типе дорожных одежд

Устройство уступов по откосам насыпей группа грунтов 2

Продольное нивели­рование через 50 м

Уменьшение мини­мальных уклонов дна канав, кюветов и дрена­жей

В путевом хозяйстве бульдозеры применяют при ремонте земляного по­лотна, планировке площадок, нарезке террас на косогорах, засыпке траншей и рвов, разравнивании грунта в отвалах, а также для расчистки дорог от снега и планировке снежных отвалов. Бульдозерное оборудование включает рабочий орган — отвал, толкающую раму, а также систему управления отвалом. В процессе работы толкающая рама с укрепленным на ней отвалом опускается посредством системы управления. При поступательном движении машины отвал заглубляется в грунт и, срезая с него стружку, формирует перед отвалом призму волочения и перемещает ее. После транспортировки и разгрузки грун­та бульдозер возвращается в исходное положение при заднем движении тягача или с разворотом последнего в зависимости от дальности перемещения. Этим завершается рабочий цикл.

Современные бульдозеры классифицируют по типу ходового оборудова­ния, мощности, назначению, способу установки отвала, системе управления рабочим органом. По типу ходового оборудования тягача различают гусеничные и пневмоколесные бульдозеры. По мощности разделяют на малогабаритные (до 23 кВт), легкие (23—55 кВт), средние (55—110 кВт), тяжелые (110—220 кВт) и сверхтяжелые (свыше 220 кВт). По способу установки отвала рабочего ор­гана бульдозеры делят на машины с неповоротным и поворотным отвалами (универсальные бульдозеры). По способу управления отвалом бульдозеры бы­вают с канатно-блочным (тросовым) и гидравлическим управлением.

Каждой модели бульдозера присваивают буквенное обозначение ДЗ (ра­нее обозначали Д), порядковый номер разработки и данные о модернизации (буквенное обозначение по алфавиту). В зависимости от климатического исполнения добавляют буквы ХЛ (старое обозначение С) — для работы в районах с холодным климатом, например ДЗ-117ХЛ.

Универсальные бульдозеры выпускают с канатно-блочным и гидравличес­ким управлением. Бульдозерное оборудование, установленное на тракторе 5 (рис. 13.1, а), состоит из отвала 2, универсальной толкающей рамы 7 (рис. 13.1, б), толкателей 3 и привода управления. Отвал бульдозера сварной, имеет лобовой лист с криволинейной поверхностью, облегчающей набор и фор­мирование призмы грунта. Нижняя кромка отвала оборудована съемными ножами / из стали специальной или обычной, но упрочненной наплавкой. К нижней части отвала приварена шаровая пята для соединения со сферической головкой универсальной рамы. По бокам отвала предусмотрены проушины для соединения с толкателями. Толкающая рама сварная, коробчатого сечения. Концы рамы шарниром 8 связаны с гусеничными тележками трактора. Шаровая головка в центре толкающей рамы вместе с шаровой пятой образует универ­сальный шарнир, позволяющий отвалу принимать различные положения. Поворот отвала в плане совершается вокруг шарнира 9 при помощи гидроцилиндров 6″. Перекос отвала в поперечной плоскости достигается посредством гидроцилиндров 4. Для наклона отвала одновременно включают оба гидроцилиндра-Перекос отвала достигается перемещением одного гидроподкоса или обоих в разных направлениях.

Рис. 13.2. – Универсальный бульдозер

Для тросового управления отвалом к универсальной раме в ее центре при­варивают проушину, к которой шарнирно крепится нижняя обойма блоков полиспаста системы управления, а при гидравлическом управлении к раме приваривают две проушины, которыми соединяют гидроцилиндры подъема отвала.

Рис. 13.3. – Бульдозер с неподвижным отвалом

Для расширения области применения и увеличения использования по вре­мени бульдозеры с неповоротным отвалом снабжены сменным оборудованием (рис. 13.3). Основными видами сменного оборудования являются уширители а, открылки б, удлинители в, передние и задние рыхлительные зубья г, кирка для взламывания асфальта д, ножи для разработки высокопрочных грунтов и наледей е, кусторезная приставка ж, канавная надставка з, жесткий и гидро-управляемый откосник и откосник-планировщик и, передние и задние лыжи для точной планировки грунта к, отвальная приставка для работы от стенки л, грузовые вилы м, грузоподъемный крюк с приводом от лебедки н.

Рис. 13.4. – Сменное оборудование к бульдозеру

Конструкция бульдозерного оборудования с неповоротным отвалом (рис. 13.2) проще универсального. Толкающая рама бульдозера состоит из двух продольных толкающих брусьев 2, которые передними концами шарнир­но связаны с нижней частью отвала 6, а задними — с трактором /. Требуемое положение отвала в вертикальной плоскости фиксируется подкосами 4, задние концы которых штырями крепятся к кронштейнам 3 брусьев. Наличие в этих кронштейнах нескольких отверстий для штырей позволяет изменять в заданных пределах угол резания ножей отвала. Устойчивость всей системы в плане обеспечивается раскосами, связывающими отвал с толкающими брусьями в горизонтальной плоскости. Подъем и опускание отвала, как и в универсальном бульдозере, осуществляют при помощи канатно-блочного управления или гидроцилиндра 5.

Читать еще:  Универсальная грунтовка глубокого проникновения описание

Срезка растительного слоя грунта фер

ФЕР 01-01-049-01

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЕДИНИЧНАЯ РАСЦЕНКА ФЕР 01-01-049-01

НаименованиеЕдиница измерения
Срезка недобора грунта в выемках, группа грунтов: 11000 м3 грунта недобора
Состав работ
01. Срезка недобора с отсыпкой грунта в отвал или погрузкой в автомобили-самосвалы. 02. Устройство и содержание водоотводных канав или ограждающих валиков в забое. 03. Разравнивание грунта в кавальерах или на насыпи. 04. Содержание дорог и проездов. 05. Подготовка пути для передвижки экскаватора и другие работы сопутствующие экскавации.

Расценка учитывает ПЗ работы на 2000 год (Московские цены), рассчитаны по ГЭСН образца 2009 года. К стоимости нужно применять индексацию перевода в текущие цены.

Вы можете перейти на страницу расценки, которая рассчитана на основе нормативов редакции 2014 года с дополнениями 1

Всего (руб.)Оплата труда рабочихЭксплуатация машинОплата труда машинистовСтоимость материаловТрудозатраты (чел.-ч)
9861,893516,046327,25739,2718,6430,36

ВСЕГО ПО РАСЦЕНКЕ: 9 861,89 Руб.

Посмотрите стоимость этого норматива в текущих ценах открыть страницу

Посмотрите ресурсную часть расценки в нормативе ГЭСН 01-01-049-01

При использовании в смете, расценка требует индексации для перевода в текущие цены.
Расценка составлена по нормативам ГЭСН-2001 редакции 2009 года в ценах 2000 года.

Смета на строительство дома, на ремонт и отделку квартир — программа DefSmeta
В программе предусмотрен помощник, который превратит составление сметы в игру.

1.2. Локальная смета №2.01 «Срезка растительного слоя»

Плодородный слой срезается на толщину 20см и транспортируется автосамосвалами на расстояние, равное половине протяженности участка дороги для дальнейшего использования при укреплении откосов земляного полотна.

Ширину полосы отвода для III категорий дороги принимаем 19м.

Вычисляем объём срезаемого плодородного грунта:

где Bпл.сл. — ширина низа подошвы насыпи (верха выемки), м

h – толщина срезаемого слоя грунта;

Lпр – протяженность проектируемой дороги.

Вычисляем массу срезанного грунта, которую необходимо перевезти:

m=V* ρ =14960∙1,7=25432т

Средняя плотность в естественном залегании грунта растительного слоя без корней кустарника и деревьев ρ=1,7 т/м3.

В третьей строке локальной сметы №2-01: «щебень из природного камня для строительства фракции 40-70» по норме С417-118-10 расход щебня равен 0,03

Локальная смета №2

(Локальный сметный расчет)

Снятие плодородного слоя

Составлена в ценах 01.01.2013 г. Стоимость 273254706 руб

Сметная стоимость СС = ОС + ОХР и ОПР + ПП = 273254706+59004909+17752779=350012394 руб.

В том числе заработная плата рабочих-строителей ЗП =10376645 руб.

эксплуатация машин ЭМ = 159816557 руб.

в том числе зарплата машинистов ЗПМ = 47848065руб.

материалы М = 15529 руб.

в том числе доставка материалов Тр =103045976 руб.

Накладные расходы НР = 0,698(ЗП + ЗПМ) = 0,698(10376645+47848065)=40640848 руб.

Плановые накопления ПН = 0,762(ЗП + ЗПМ) = 0,762(10376645+47848065)= 44367229 руб.

Составил: Заблоцкий С.С. Проверил: Дерман И.В.

1.3. Локальная смета №2.02 «Земляные работы механизированные»

При составлении локальной сметы №2.02 «Земляные работы механизированные» необходимо учитывать вид и характеристику грунта, машин и оборудования, указанные в задании к курсовой работе.

Средняя плотность суглинка пластичного без примесей в естественном залегании 1700 кг/м3.

Объем насыпи и площадь планировки на 1км дороги ориентировочно принимаем для дороги III категории 21000м3 и 20000м3 соответственно.

Фактический объем грунта, подлежащего разработке в плотном теле резерва или выемки и перемещению в насыпь (на 1км трассы) , м3, определяем по формуле:

–коэффициент относительного уплотнения (для суглинка 1,09).

Полученный объем работ распределяем между механизмами в процентном соотношении согласно заданию. При подсчете объемов грунта учитываем изменение объема грунта за счет искусственного уплотнения и потерь в процессе транспортировки.

Устройство уступов по откосам насыпей, группа грунтов: 2

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЕДИНИЧНАЯ РАСЦЕНКА ФЕР 01-02-029-02

НаименованиеЕдиница измерения
Устройство уступов по откосам насыпей, группа грунтов: 2100 м3 грунта уступа
Состав работ
01. Срезка растительного слоя и шлейфа. 02. Устройство уступов.

В расценке указаны прямые затраты работы на период 2000 года (Федеральные цены), которые рассчитаны на основе нормативов 2014 года с дополнениями 1. К данной стоимости нужно применять индекс перехода в текущие цены.

Вы можете перейти на страницу этого же норматива, который рассчитан по ГЭСН на основе цен марта 2014 года

Всего (руб.)Оплата труда рабочихЭксплуатация машинОплата труда машинистовСтоимость материаловТрудозатраты (чел.-ч)
1186,641087,0199,6317,01146,3

ВСЕГО ПО РАСЦЕНКЕ: 1 186,64 Руб.

Посмотрите стоимость этого норматива в текущих ценах открыть страницу

Посмотрите ресурсную часть расценки в нормативе ГЭСН 01-02-029-02

При использовании в смете, расценка требует индексации для перевода в текущие цены.
Расценка составлена по нормативам ГЭСН-2001 редакции 2014 года с дополнениями 1 в ценах 2000 года.

Земляные работы в Москве

Одним из первых и основных этапов качественной реализации строительного объекта любой сложности являются земляные работы. Ими именуют сложный и трудоемкий процесс по созданию земляных сооружений различного рода. Земляные работы включают в себя: разработку грунтов, их перемещение в отвал при создании выемки, устройство насыпи из местного и привозного грунта и перевозка грунта, обеспечение водоотвода. Проведение земляных работ требует значительных затрат техники, материалов и времени, знаний и опыта многих специалистов: инженеров, проектировщиков, рабочих, механизаторов и геодезистов.

Читать еще:  Чем грунтовка для искусственного камня

Благодаря многолетнему опыту и высокой квалификации наши специалисты умеют найти оптимальное решение при производстве земляных работ. Ведь они понимают, что от качества работ по возведению и уплотнению земляного полотна, обеспечению водоотвода зависит прочность и безопасность сооружения.

Стоимость земляных работ

Расценки на земляные работы, которые выполнены механизировано, а значит быстро по времени, сравнительно недорогие. При этом качество полученного результата может быть достаточно высоким при любом уровне сложности поставленных задач при условии правильного выбора спецтехники, а также квалифицированных специалистов. Как правило, в этом случае цена на земляные работы рассчитывается за объём выполненной работы и её срочность.

Цена за куб на земляные работы вручную всегда существенно выше в сравнении с выполненными механизировано операциями, поэтому чаще всего этой услугой пользуются в случае отсутствия возможности для подъезда спецтехники или при сравнительно небольшом объёме работ.

Вид работЕд. изм.Цена за ед. руб.
1Разработка грунта с погрузкой на автомобили-самосвалы экскаваторами с ковшом вместимостью 0,25 м 3 , группа грунтов 2м 3250 ,00
2Разработка грунта с погрузкой на автомобили-самосвалы экскаваторами с ковшом вместимостью 0,4 (0,35-0,45) м 3 , группа грунтов 2м 3220 ,00
3Разработка грунта вручную в траншеях глубиной до 2 м без креплений с откосами, группа грунтов 2м 31 000 ,00
4Засыпка вручную траншей, пазух котлованов и ям, группа грунтов 1м 3500 ,00
5Разработка грунта с погрузкой на автомобили-самосвалы экскаваторамим 3230 ,00
6Засыпка траншей и котловановм 3400 ,00

*Представленные цены на земляные работы имеют информационный характер и не являются публичной офертой.

Устройство выемки с уплотнением

Грунтовые работы по обустройству выемок называют еще «устройством дорожного корыта». Разработка выемок начинается с устройства водоотводных канав, что примыкают к бровкам. При разработке грунта ведущим действующим механизмом является бульдозер, из расчета производительности бульдозера рассчитывается состав звена, состоящего из экскаваторов, самосвалов и автогрейдера. Бульдозер осуществляет срезку грунта до проектных отметок и перемещение его в отвал или в валы. Экскаватором осуществляется погрузка излишков грунта в автосамосвалы, которые его вывозят. Автогрейдер производит планировку участка и подготовку грунта к уплотнению.

Уплотнение грунтов производится при помощи грунтового катка. Большое значение здесь имеет влажность уплотняемого материала. При высокой влажности количество проходов катка должно быть увеличено. При недостаточной – грунты наоборот нужно увлажнять.

В наше время, при наличии экономической эффективности возможно применение на данных работах машин, работающих на принципе 3Dмоделирования.

Возведение насыпи с уплотнением

Насыпью именуют сооружение, созданное из насыпного, а впоследствии и уплотнённого грунта. В настоящее время нормы проектирования предполагают использовать при устройстве земляного полотна грунты, подходящие по требованиям экологии, водоотведения и фильтрации. Зачастую невозможно использовать грунт из выемки при устройстве насыпи.

Технологически, земляные работы по возведению насыпей высотой до 1,5 м заключаются в использовании бульдозера, осуществляющего перемещение масс грунта, привозимого из карьеров самосвалами. Окончательную планировку земляного полотна проводят с помощью автогрейдера. Звено техники по устройству насыпи рассчитывают на оптимальную захватку в 100-150 м.

Прослойка из геосинтетического материала

Современные технологии предполагают устройство мембранных прослоек из нетканых геосинтетических материалов типа «Дорнит». Необходимость применения таких материалов обусловлена необходимостью обеспечения фильтрации грунтовых вод, предотвращения смешивания слоев дорожной одежды и обеспечением равномерного распределения нагрузки от транспорта по всей поверхности дорожного полотна.

Прослойки, как правило устраиваются между подошвой земляного полотна и насыпью для обеспечения фильтрации и предотвращения заиливания нижних слоев насыпи.

Прослойка между песчаным подстилающим слоем основания и основанием из щебня служит для предотвращения вдавливания щебня в массу песка. Так же эта прослойка дает дополнительную упругость дорожному полотну, что предполагает возможность проезда по дороге более тяжелого транспорта.

Наша компания выполняет работы по устройству прослоек из геосинтетического материала используя проверенные временем, качественные материалы от лучших поставщиков.

Планировка откосов выемки/насыпи

Планировка откосов земляного полотна необходима для обеспечения водоотвода с проезжей части в водоотводные кюветы. От правильно заданного уклона и ровности откоса зависит устойчивость сооружения, отсутствие обводнения склонов в период паводков. Красиво спланированные откосы придают сооружению гармоничный эстетичный вид.

Откосы выемок глубиной до 2 м и насыпей высотой до 2 м планируются (срезаются) автогрейдером. При высотах и глубинах более 2 м применяется экскаватор планировщик UDS-114.

При предельных высотах откосов, превышающих 10 м используются экскаваторы-драглайны.

Излишки грунта с откосов собираются в валы и перемещаются к участкам устройства насыпи, либо вывозятся в резерв.

Заказать производство земляных работ

Заказать земляные работы различной сложности можно, позвонив нашим менеджерам по контактным номерам телефонов. Для предоставления подобных услуг мы не только имеем квалифицированный штат специалистов, но и современную специальную строительную технику. Она полностью соответствует поставленным задачам. Мы готовы осуществить разработку и обустройство выемок, насыпей с планировкой и уплотнением земляного полотна. Грамотный и профессиональный подход позволяет нашим клиентам сократить временные и финансовые издержки.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты