4builders.ru

Строй журнал
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кирпич для строительства церквей

Кирпич

– Мама, а знаешь, Кельнский собор начали строить в XIII веке и до сих пор не до конца закончили.

– Угу, – мама глядит в кухонную раковину, куда из крана льется вода. Мать моет посуду и вполуха слушает сына, вертящегося возле нее.

– Мама, а собор Нотр-Дам-де-Пари строили почти 200 лет, и он называется «сердцем Парижа». Там Квазимодо на колокольне жил, помнишь?

– Угу. (Тарелки гремят, вода льется, и мать не оборачивается.) Откуда ты всего этого набрался?

– Я смотрел фильм по «Discovery» и записывал цифры и факты в тетрадку. А знаешь, какие еще соборы готические есть?

– Амьенский, Ахенский, Бернский. Их все столетиями строили. Представляешь, люди умирали и рождались, поколения менялись, а собор все строили и строили?

– А еще во Франции были такие места, где больших камней не было. Туда в монастыри ходили люди и тоже долгие годы носили с собой камни. Ну, так им сказали монахи. Повелели или попросили. А когда камней стало много, из них стали соборы строить. Они и до сих пор стоят. Классно, правда?

Мать закрутила кран, повернулась к сыну и, вытирая полотенцем руки, спросила:

– И к чему ты мне все это рассказываешь?

– К тому, что я в лагерь еду от храма, а лагерь стоит там, где храм строят. А там кирпичей мало и люди бедные. Им нужно по кирпичу привезти.

– Как это «по кирпичу»?

– Просто. Каждый берет кирпич и везет. Это недорого и не тяжело. Кто-то два или три привезет, и они за лето храм закончат.

– Так тебе что, кирпич нужен?

– Это – к папе. Не женское дело – кирпичи носить. К папе.

Мальчика, пристававшего к маме, звали Елисей. Не шибко привычное по нашим временам имя, но красивое и, главное, церковное. Папа очень хотел назвать сына как-то так: Рафаил, или Захария, или Софроний. Папа был интеллигентнейшая и глубоко верующая душа не вполне от мира сего, и мама смирялась с его особенностями, здраво рассуждая, что иные жены смиряются с вещами похуже. Рафаила и Захарию она отмела, а на Елисея согласилась, о чем сама никогда потом не жалела. Через день после описанного диалога Елисею предстояло путешествие в церковный летний лагерь, куда организаторы, в плане помощи местному приходу, просили привезти по кирпичу. Дело хорошее, не тяжелое и на века зримо остающееся вкладом в молитву Церкви. Вопрос оставался за малым: предстояло найти кирпич.

Илья Ильич (звали папу так же, как Обломова, но характеры его и литературного героя не совпадали) был человеком добрейшим и культурнейшим. Он был несколько наивен, но зато весьма активен и последователен. Совесть Ильи Ильича требовала от него великой щепетильности. То, что другие берут без спроса, а потом спят спокойно, он непременно покупал или просил в подарок, обещая достойную замену. А иначе, простите, был не обучен.

Кирпичи у нас продаются оптом на складах стройматериалов, а в розницу – на стройках. Но и там розница – это не один кирпич, а тачка, кузов «Жигуля» или нечто от таковых. Илья Ильич нашел стройку и стал высматривать, кто мог бы ему кирпич продать. Двое людей, похожих на тех, что действительно могут продать кирпич в темном переулке, стояли у плиты подъемного крана и курили.

– Простите, вы не могли бы мне продать кирпич?

– Я спрашиваю: кирпич не могли бы мне продать?

– Понимаете… Тут Илья Ильич начал сбивчиво объяснять что-то о лепте на храм, о Елисее, едущем в лагерь, о Кельнском соборе и поймал себя на мысли, что в глазах этих добрых людей он выглядит не очень адекватно. Они и сами поняли, что имеют дело с кем-то непривычным, но безобидным.

– Бери кирпич и иди, – буркнул один, отщелкивая пальцами окурок.

– А сколько он стоит, и кому заплатить?

– Ты че – в натуре идиот или прикидываешься?

Так кирпич был приобретен. Оставалось теперь только узнать его цену и отдать ее кому-то в виде милостыни, раз добрые рабочие согласились благотворить бесплатно. Ну а пока…

– Иля! (Так мама ласково называла папу.) Откуда в ванне столько грязи?

– Я мыл кирпич. Не повезет же мальчик на стройку храма грязный кирпич.

– Иля, ты неисправим. Это же просто кирпич! Ты в своем уме?

– Сонечка, я в своем уме и поступаю совершенно правильно. Лучше скажи мне, кому отдать деньги за кирпич, потому что я себя неудобно чувствую. Кстати, сколько он стоит?

– Не смеши людей. Он ничего не стоит. У нас от дома отвалилось сразу три кирпича. Бери любой.

– У нас от дома? А ведь это идея! Мы возьмем кирпич от нашего дома и вложим его в стены будущего храма! Как тебе это? Где они лежат?

– Да под балконами со стороны клумбы.

– Я возьму этот кирпич и положу его на место того, да?

– Ты с ума меня сведешь своими причудами. Делай что хочешь и уходи из ванны. Я уберу за тобой. Ну хуже ребенка!

Читать еще:  Выложить кухню под кирпич

Если вы думаете, что заменой кирпичей все кончилось, то вы не знаете Илью Ильича. Сначала он действительно заменил кирпичи, стараясь класть «свой» точно на место выпавшего из кладки дома. Но потом он подумал, что сразу три кирпича – это символично. Причем все три – из их дома, а семья у них как раз состоит из трех человек. В общем, втянув ноздрями сладкий воздух повседневной мистики, Илья Ильич взял все три кирпича домой и, конечно, вымыл их в ванне с мылом. Потом он подумал, что тот, четвертый кирпич, который по счету – первый, не стоит оставлять на месте трех. Как никак, один – это не три и замена неравнозначна. Он решил взять все четыре кирпича, а цену их узнать и в ближайшее воскресенье отдать нищим у входа в их приходскую церковь.

Узнавание в Интернете цены товара, мытье стройматериалов и укладывание их в багаж весь вечер сопровождалось то истеричным смехом, то гневным криком мамы. Но дорогу осиливает идущий, и близко к полночи дело было сделано.

Скажите, если вы помогаете кому-то нести багаж, а он оказывается весьма тяжелым, то что вы спрашиваете? Вероятно, вы спрашиваете хозяина багажа: «Ты что, туда кирпичей наложил?» Именно этот вопрос задавали Елисею все, кто хоть пальцем трогал его дорожный чемодан. И всем тем, кто трогал хотя бы пальцем его дорожный чемодан, он отвечал искренно: «Да, кирпичей наложил».

Добрались они до места хорошо, и смена в лагере прошла отлично, и храм в соседнем селе действительно за лето подняли и успели накрыть. Все четыре Елисеевых кирпича вкупе с прочими дарами и жертвами пришлись кстати. И цена кирпичей отцом была узнана, но оказалась она столь скромной, что пришлось умножить ее еще на четыре, чтобы воскресная милостыня Ильи Ильича оказалась достаточной, а не обидно-ничтожной.

Вы, вероятно, смеялись, читая эту историю, – уверяю вас, я сам смеялся, когда мне рассказывали ее. Но согласитесь, есть в ней еще кое-что кроме повода к смеху. Есть в ней некая преувеличенная серьезность в творении маленьких добрых дел.

Вполне возможно, что серьезность эта – смешная и наивная – как-то компенсирует ту тотальную и всеобщую несерьезность большинства людей в отношении и добрых дел, и повседневных обязанностей.

На воссоздание собора верующие пожертвовали тысячи именных кирпичей

На стенах Свято-Троицкого кафедрального собора каждый день появляются новые имена: Татиана, Агафия, Евдокия, Иоанн и другие. Это имена не древних святых, а наших современников – сургутян и жителей района, что вносят свой вклад в возведение храма. А делают они это, приобретая именной кирпич.

Журналист «Вестника» прибыла на территорию строящегося Свято-Троицкого собора на проспекте Мира, 13а и узнала, как проходит строительство и сколько именных кирпичей уже купили.

Имя и сертификат

Возведение собора идёт ускоренными темпами. Строительство планируется закончить в 2019 году. Существенную поддержку в создании нового храма оказывают прихожане. Люди жертвуют на именной кирпич и тем самым вкладывают деньги в строительство. На кирпиче указывается имя, а в память о том, что человек поучаствовал в добром деле, ему выдают сертификат.

– Первый кирпич у основания собора был заложен в июле 2016 года. Прошёл один год, а у храма уже появились стены. За каждый кирпичик стоит сказать спасибо нашим прихожанам, – благодарит православных и.о. настоятеля иерей Вячеслав Макарцов.

Именные кирпичи – давняя традиция. Каждый желающий может внести посильный вклад в строительство церкви. Пожертвование может исходить от конкретного человека, целой семьи или предприятия. Кирпич можно пожертвовать за здравие или за упокой. Имена этих людей всегда будут поминать на богослужениях. Сертификаты начинаются от 500 рублей.

По словам работников храма, самый распространённый сертификат – номиналом одна тысяча рублей. В день за приобретением именного кирпича во временный храм обращается несколько человек. В праздники и на воскресных службах жертвователей больше.

Помощь церкви или своей душе?

Традиция закладки именных кирпичей соблюдается до сих пор. Именные кирпичи распространяются по всем строящимся храмам города. Точное количество пожертвованных кирпичей подсчитать сложно. Как говорит и.о. настоятеля храма Вячеслав, даже во время нашей беседы кто-то приобретает такой камень. По приблизительным подсчётам, куплено свыше пяти тысяч кирпичей. Для прихожан, совершающих пожертвование, не так важно, в каком из храмов появится кирпич с их именем.

– Люди нацелены на спасение своей души. Все мы понимаем, что пребывание на земле временно, вечно только Царствие Божие. Жертвуя на храм, верующий человек хочет помочь своей душе. И здорово, что у него есть такой способ, – отмечает иерей Вячеслав.

Строящийся Свято-Троицкий кафедральный собор поражает своими габаритами. На наших глазах вырастает девятикупольный храм. По словам и.о. настоятеля иерея Вячеслава Макарцова, это будет первый в России храм подобной формы. В архитектурном решении он представляет собой крестово-купольное сооружение. При храме откроется воскресная школа. Кроме того, он будет оборудован подземной парковкой. Территория близ здания отведена под строительство сквера, где планируется установить спортивную площадку для детей, лавочки, посадить деревья.

В Сургуте Свято-Троицкий храм уже существовал. Построенный в 1795 году белокаменный храм был разобран по кирпичику в 1935 году при советской власти. Сейчас на его месте расположены мемориал славы и вечный огонь, поэтому для воссоздания храма была выбрана новая площадка – на пересечении пр. Мира и ул. Островского. Место расположения храма благословил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Читать еще:  Как обложить ванну кирпичом своими руками

Кирпичная готика

Кирпичная, ганзейская или северогерманская готика (нем. Backsteingotik , польск. Gotyk ceglany ) — историко-региональная разновидность готического стиля архитектуры, распространённая в Северной Германии, Польше, Белоруссии и Прибалтике в XIII—XVI веках [1] .

Развитие этого стилевого течения в средневековой архитектуре стран Западной Европы отчасти предопределил дефицит и дороговизна строительного камня [2] . Красный керамический кирпич как строительный материал стали использовать в Северной Европе в XII веке, поэтому самые древние кирпичные образцы относятся ещё к так называемой «кирпичной романике». В XVI в. кирпичную готику сменил «кирпичный ренессанс». А в XIX веке — неороманский стиль.

Для кирпичной готики характерны, с одной стороны, отсутствие скульптурных украшений, которые невозможно выполнить из кирпича, и, с другой стороны, богатство орнаментальных деталей кладки и структуризация плоскостей за счёт чередования красного либо глазурованного кирпича и известковой побелки стен. Сочетание красного кирпича с белокаменными деталями, побелкой фахверка или просто деревом, выкрашенным белой масляной краской, характерно для архитектуры Голландии, Англии, Восточной Пруссии XVI—XVIII веков и петровского барокко первой четверти XVIII в. в Санкт-Петербурге.

Многие города, внешний облик которых украшают готические сооружения из красного кирпича, являются объектами Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Содержание

  • 1 Распространение
  • 2 Историческая обстановка
  • 3 Развитие
  • 4 Характеристика
  • 5 Кирпич
  • 6 Примечания
  • 7 Неоготика XIX в
  • 8 Известные образцы кирпичной готики
    • 8.1 Германия
      • 8.1.1 Мекленбург-Передняя Померания
      • 8.1.2 Шлезвиг-Гольштейн и Гамбург
      • 8.1.3 Бранденбург, Берлин и Саксония-Анхальт
      • 8.1.4 Нижняя Саксония и Бремен
    • 8.2 Дания
    • 8.3 Швеция
    • 8.4 Финляндия
    • 8.5 Эстония
    • 8.6 Латвия
    • 8.7 Литва
    • 8.8 Польша
    • 8.9 Белоруссия
    • 8.10 Россия
      • 8.10.1 Калининградская область
  • 9 См. также
  • 10 Примечания
  • 11 Литература
  • 12 Ссылки

Распространение [ править | править код ]

Образцы кирпичной готики встречаются в первую очередь в регионах, где отсутствуют запасы природного камня, в частности, в северных областях Польши на Северо-Германской низменности. Этот ареал практически полностью (за исключением Вестфалии и Рейнской области) совпадает с зоной влияния Ганзы, вследствие чего кирпичная готика стала символом этого могущественного союза городов и наряду с нижненемецким языком существенным элементом культуры Северной Германии. В Средние века и Новое время эта культурная область включала в себя южную часть Прибалтики и оказывала большое влияние на Скандинавию. Самый южный образец кирпичной готики в Германии — альтенбургская церковь на горе (нем. Bergkirche ) находится далеко за пределами своего основного ареала распространения — в Тюрингии.

На северо-западе перевозки песчаника, использовавшегося как строительный материал, осуществлялись по рекам Везеру и Эльбе. Это привело к синтезу строгого стиля, характерного для регионов к востоку от Эльбы, с архитектурой прирейнских земель. Здесь кирпич использовался в первую очередь для возведения стен, а из песчаника изготавливались скульптурные украшения. Поэтому кирпич не несёт художественной нагрузки, и большинство сооружений на северо-западе Германии не относятся к кирпичной готике.

Отсутствие природного камня не обязательно вело к повсеместному формированию типичного стиля с использованием кирпича. Так, Верхняя Бавария и Верхняя Швабия также ощущали нехватку строительных материалов, но характерный «кирпичный» архитектурный стиль там не возник. Скульптурные украшения здесь изготавливались из штучного камня, либо кирпичная основа облицовывалась природным камнем, как, например, в церкви Святого Мартина в Ландсхуте и мюнхенской Фрауэнкирхе.

Историческая обстановка [ править | править код ]

В ходе так называемой «восточной колонизации» XII—XIII веков немецкие купцы и колонисты с перенаселённого северо-запада Германии переселялись в районы проживания славян к востоку от Эльбы. В 1158 году Генрих Лев получил Любек, в 1160 году он завоевал Шверин, где располагалась резиденция славянских князей. Использовавшая насильственные методы колонизация продвигалась на восток вместе с христианизацией славян и учреждением Ратцебургского, Шверинского, Камминского (ныне Камень-Поморски) и Бранденбургского епископств.

Новые города вскоре вошли в состав Ганзейского союза и образовали его лужицкое подразделение с центром в Любеке и готландско-лифляндское в пригороде Ревеля (Таллина). Капитулярные и приходские церкви, ратуши, жилые дома богатых купцов и городские ворота, — и церковные, и светские сооружения в процветающих купеческих ганзейских городах отличались большой представительностью. За городскими стенами свой значительный вклад в развитие кирпичной архитектуры вносили монастыри, прежде всего цистерцианцев и премонстрантов. Тевтонский орден для обеспечения своего господства возводил из кирпича свои многочисленные замки на территории Пруссии и Ливонии.

Развитие [ править | править код ]

Кирпичная архитектура появилась ещё в XII веке, то есть ещё при романском стиле. Долгое время в Северной Германии дома строили из дерева, которое конечно же не подходит для монументального строительства. Менее значимые сооружения, прежде всего, в сельской местности, вплоть до Нового времени строились в технике фахверка.

Красный кирпич заменил природный камень при строительстве кафедральных соборов и приходских церквей в Ольденбурге, Зегеберге, Ратцебурге, Шлезвиге и Любеке.

В Бранденбургской марке, где необходимость в строительных материалах ощущалась вдвое острее вследствие удалённости от Балтийского моря, в 1165 году при Альбрехте Медведе в Бранденбурге началось возведение из кирпича кафедрального собора. Однако центральное место в кирпичной архитектуре марки занимает монастырь в Йерихове.

Характеристика [ править | править код ]

Кирпичные сооружения романского стиля ещё близки к «квадровой» [3] архитектуре, поскольку её формы были перенесены на новую «кирпичную» технику. В готическую эпоху развивается оригинальный стиль кирпичной архитектуры, обусловленный нехваткой строительных материалов. Строения отличаются тяжеловесностью и монументальными размерами, однако внешне выглядят скромно и менее грациозно, чем постройки на юге Европы. Несмотря на это в них ощущается влияние архитектуры французских кафедральных соборов и вдохновлённой ими же «шельдовской готики» во Фландрии.

Читать еще:  Какая степень огнестойкости кирпича

Со временем появились технологии, позволявшие добавить изысканности во внешний облик церквей: для контрастности с тёмным кирпичом углублённые части стен красили известью. Кроме этого началось производство фасонного кирпича, позволявшего лучше имитировать скульптурные украшения.

Кирпич [ править | править код ]

Исходным материалом для производства красного кирпича, заменившего природный камень, служила глина, которой на Северо-Германской низменности было предостаточно.

Стандартом в строительстве представительских сооружений стал кирпич так называемого «монастырского формата» (от 28×15×9 см до 30×14×10 см со стыком в среднем 1,5 см). В отличие от «квадровой» готики как «монастырский кирпич», так и фасонный изготавливались на специальном производстве, а не непосредственно на строительной площадке.

Сколько стоит именной кирпич для храма Александра Невского?

Популярное

С началом октября в жизнь 5 знаков зодиака придут большие перемены

Жители Дзержинского района Волгограда на 2 ночи останутся без воды

В центре Волгограда высадили 12 новых деревьев

20 мая на площади Павших Борцов состоялось торжественное освящение колоколов Александро-Невского храма. Дата выбрана не случайно – ровно 100 лет назад освящался царицынский собор, точной копией которого станет современная церковь. В редакцию не раз обращались читатели с просьбой рассказать о возможном участии в строительстве храма. «Я знаю, что можно купить именной кирпич, – говорит Николай Максимович из Краснооктябрьского района. – Скажите, сколько он стоит и где можно пожертвовать деньги?»

Уважаемый Николай Максимович и все читатели «Вечерки»! Стать причастным к возрождению святыни может каждый. Внести свою лепту можно в церковной лавке, расположенной рядом со стройплощадкой на площади Павших Борцов.

– Пожертвование на кирпич составляет 500 рублей, – уточнили в епархии Волгоградской области. – На нем пишется имя здравствующего или усопшего человека – в случае, если пожертвование вносится за усопшего близкого. Имена всех тех, кто запечатлен на кирпичиках, останутся в книге благотворителей, которая будет храниться в соборе. Эти имена упоминаются в молитвах за благотворителей храма – пока в Казанском соборе, а потом и в самом храме Александра Невского.

При покупке именного кирпича на строительство архитектурной жемчужины, как называли собор Александра Невского в Царицыне, жертвователю выдается памятный сертификат, который подписывает Владыка Герман. Именные кирпичи гарантированно используются строителями в кладке собора.

– Покупка именных кирпичей – это обычная практика при строительстве православных храмов, которые возводятся исключительно на пожертвования мирян, – прокомментировал отец Сергий Савенков, пресс-секретарь Волгоградской епархии.

В минувшие выходные обладателем сертификата стал и губернатор Андрей Бочаров.

– Для меня и моей семьи очень важно, чтобы в строительстве храма была и наша частичка, – сказал Андрей Иванович. – У всех жителей Волгоградской области и у наших гостей есть сейчас по‑настоящему уникальная возможность принять участие в восстановлении нашей святыни – кафедрального собора Александра Невского. Возможность вписать свое имя, имена своих детей, родственников, друзей в историю Волгоградской области. Любое дело легче, когда им занимаются всем миром.

Строительство собора идет в соответствии с установленными сроками. На данный момент уже готова половина кирпичной кладки, идет монтаж медной кровли, устанавливаются дубовые оконные рамы. Кроме того, вот-вот должны начаться работы по росписи храма.

– Строительство проходит четко, согласно графику и плану, который мы утвердили. Спасибо всем попечителям, которые внесли существенный вклад в возведение собора, храм у нас по‑настоящему народный, – сказал Андрей Бочаров в ходе последнего посещения места строительства. – Мы, как большая семья, вместе строим свой дом, свой храм.

Все детали текущих и планирующихся работ продумываются и обсуждаются на заседаниях попечительского совета, который курирует знаменательную стройку. Заседания проводятся раз в полгода. Последнее прошло как раз накануне освящения колоколов.

– Этот попечительский совет исторический. Наша группа работала вместе со служителями церкви, поскольку в строительстве и оформлении храма нужно соблюсти каноны. В то же время все должно соответствовать месту и задумке наших предков, которые этот храм строили. Следует продумать массу деталей, – подчеркнул Андрей Бочаров, глава попечительского совета, на последнем заседании. – Речь идет уже не только о самом строительстве и внутреннем убранстве храма, но и о благоустройстве территории. К примеру, забор вокруг собора должен быть прозрачным. На специальных табличках нужно будет разместить информацию об истории этого проекта и его строительстве.

Важная деталь: на заседаниях совета участники отчитываются о расходах на строительство. Прозрачность – одно из главных условий этого процесса.

Напомним, открытие собора Александра Невского намечено на 2021 год, когда православный мир будет отмечать 800‑летие со дня рождения Александра Невского. Храм станет одним из самых крупных и знаковых строений русского православного зодчества на территории Волгоградской области. В нем смогут одновременно присутствовать до пяти тысяч прихожан.

Юлия Казанджан. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / архив.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector